Ребята придумали проект, который превращает смартфон в гавайский музыкальный инструмент. Ты дуешь в микрофон, система распознает звук и на выходе превращает его в мелодию. Это был такой фановый проект без серьезных перспектив.
Спустя время маленький стартап пришел к продукту, который генерирует деньги. Они придумали социальную сеть, через которую люди из разных стран могут петь соло, дуэтом и группой.
Главная цель Smule – объединять людей и мир через музыку. Музыка связывала людей с древних времен, вплоть до первобытного сидения у костра.
Приложение никак не оценивает вокальные способности участников, насчитывает очки, но нет рейтингов лучших исполнителей. Люди создают себе креативные описания, придумывают собственные хэштеги. В новом релизе рассматривают возможность создавать сообщества для тех, кто любит петь песни одного жанра.
Много случаев, когда люди познакомились через приложение и у них уже есть дети. Вокруг идеи собирается сильное сообщество. Люди сами собирают встречи, например, российский фан-сайт выглядит даже круче, чем официальный сайт приложения в стране. Сообщества самостоятельно проводят конкурсы с призами, собираются в караоке-клубах и награждают активных участников.
На сегодняшнем этапе Smule вкладывают много денег в маркетинг. Привлекают для рекламы так называемых вдохновителей – тех, кто воздействует на целевую аудиторию страны, в которой они хотят пиариться. В России, например, с ними сотрудничал Павел Воля, Басков, Сюткин. В Украине запускали кампанию с Чотким Пацем. Это канал на YouTube, который делают прикольные пародии на популярные песни. Одну из пародий они сделали с использованием Smule и уже через час у них было 100 тыс. просмотров, в России они целый день висели в тренде и компания только с них получила около 1000 установок приложения.
Как говорят основатели, они и сами не понимают, как им удалось построить стартап, который выстрелил по всему миру, на такой простой идее. Например, самый большой сегмент их аудитории находится в Индонезии. Там Smule также популярны, как Uber в Долине. Южная Америка достаточно активна. В Штатах приложение становится популярным при сотрудничестве с известными исполнителями. Оно строится на безвозмездной основе: артистам самим интересно, когда их фанаты могут спеть с ними, это поддерживает популярность.
Традиционно компания считается стартапом до момента выхода на IPO. Последнее финансирование у Smule было давно – больше 1,5 лет назад. Китайская инвестиционная компания Tencent вложила $54 млн. Хотели вложить больше, но тогда от компании бы просто ничего не осталось. Также они дали возможность использовать их сервера для нужд проекта, разрешили перенаправление трафика.
СЕО Smule изначально уже был с деньгами. Ему было около 45 лет и он продал свой предыдущий бизнес в Google. Кофаундером стал его ученик из Стэнфорда, парень создал язык программирования аудио.
Они начинали с маленькой части одного этажа где-то в офисе Пало-Альто. Через Crunchbase искали инвесторов. У СЕО, благодаря возрасту и предыдущему проекту, уже были знакомства в сфере инвестиций, поэтому некоторую роль в успехе сыграли знакомства и то, что он сам по себе очень приятный человек. Весомым аргументом для инвесторов было и то, что проекту уже 10 лет и они до сих пор не прогорели, а продолжают расти.
Суммарно компания привлекла около $156 млн инвестиций. Один из инвесторов сейчас работает директором этой компании, потому что перед выходом на IPO нужно очень четко строить внутреннюю структуру работы.
90% прибыли компании приносят подписки на приложение. У пользователей есть два варианта: бесплатный аккаунт и VIP. В первом довольно ограниченный функционал, не все песни доступны. ВИПы могут пользоваться всякими прикольными эффектами для голоса и имеют полный доступ к песням каталога. Песни с артистами можно петь только через ВИП.
Компания все время придумывает новые способы взаимодействия пользователей, чтобы было больше вовлеченности.
Деньги приносит реклама. Это устроена, как в инстаграме: участник листает каталог и в некоторых ячейках вместо треков видит рекламное изображение. Реклама появляется после спетой песни. Приложение сделано так, что такую рекламу невозможно закрыть, иначе компания не получит деньги.
Smule не работает с рекламодателями напрямую. Они сотрудничают с компаниями, которые набирают пакет видеороликов и целиком встраивают его в приложение. У компании дружелюбная аудитория и если попадает какая-то чересчур агрессивная подача, Smule могут попросить убрать эту рекламу из выдачи, как неподходящую.
Каждый день начинается со стэндап-митинга, что-то вроде совещания на 10 минут. Команда обсуждает задачи, предложения и риски. Каждый участник рассказывает о своей задаче и статусе ее выполнения.
Есть митинг по планированию. На них расписывают что у кого будет на этой неделе лежать в системе тикетов. Для каждого тикета расписывается примерное время выполнения: минимальное значение 4 часа, а дальше разработчик уже сам оценивает сколько ему нужно часов.
Недавно в компании реализовали внутреннюю структуру: разбили на отряды, которые занимаются разными задачами.
Работают в системе Jira. Она автоматически считает количество часов. Время спринта – неделя. Каждые две недели выходит релиз.
Если при выходе релиза приходит какая-то ошибка, с которой столкнулись конечные пользователи, и нужно быстро выпускать заплатку, то после возникновения ситуации будет митинг, который называет пост мортем. Это такой разбор полетов, на котором команда анализирует почему такая ситуация произошла. Собираются все участники: менеджеры, разработчики и каждый расписывает, что было сделано хорошо, что плохо, а что можно сделать лучше. Следующим шагом менеджер проекта смотрит на доску и просит каждого дать развернутый комментарий по своему мнению.
Смысл не в том, чтобы найти виноватого, а в том, чтобы найти ошибку и не допустить ее повторения. Всего у Smule 4 уровня проблем от 0 до 4. Четвертый уровень самый низкий. Нулевой уровень – это ошибки, которые надо исправлять очень срочно, работая вне графика. Релиз не выйдет в публикацию, если в нем есть ошибки 0 или 1 уровня.
Похожий процесс есть у Amazon. Я писал о нем здесь
Перед тем, как доступ к новому релизу получат все пользователи, его протестируют бета-пользователи. Это те люди, которые отметили у себя, что хотят быть бета-тестерами. За неделю до официальной публикации им приходит ранняя версия приложения. Они ковыряются в ней, генерируют логи, которые разработчики видят на сервере. Те, у кого возникают серьезные ошибки и вылеты, пишут отчеты в свободной форме. В этом участвуют около 1 млн. из 60 млн. аудитории. Для них это фан, для проекта – огромная помощь.
После β-тестирования происходит заморозка кода – никаких существенных изменений вносить нельзя, только под жестким решением менеджера. После объединения нового кода с веткой более раннего релиза, никто не может вносить изменения.
Как во многих других компаниях здесь много разных метрик: у маркетинга одни, у менеджеров по продукту другие. Обычно это традиционные показатели типа конверсии, количества установок. Для инженеров очень важны краш-метрики: как часто виснет приложение, как быстро новая версия устанавливается на девайсы людей. Но основная метрика: насколько долго люди остаются в приложении, вовлеченность пользователей.
Часть 3 записи разговора с инвестором.
Последние полгода пошла истерия по поводу ICO, криптовалют. У меня было несколько подходов к этому рынку с разными уровнями успешности. Крупнейший из них был два года назад, когда я написал статью о том, что Россия упускает шанс, что есть такая хорошая возможность, как если бы России дали шанс напечатать доллар. Да можно запретить вхождение доллара в платежную систему, но запрещать печатать доллары в России глупо. Эта статья вызвала определённый резонанс.