Почти все технологии в Кремниевой долине патентуются. Потому что инвесторы часто задают вопрос: «какими патентами вы обладаете». Это дает преимущество на рынке, которое сложно, но можно обойти. Например, патенты успешно обходят в Китае, в провинции Гуанчжоу, на том же самом заводе, на котором стартапы заказывают прототипы своего продукта.
Блокчейн
Китай – самый горячий рынок для блокчейн-технологий. Сначала это был хайп, способ по-быстренькому срубить бабла. Но те, кто глубоко разбирается в этой теме, начинают понимать: «в этом есть смысл». Все поменяется незаметно: продажи, передача приватных данных, расчеты, перевод денег из одной страны в другую и обратно.
Сейчас, чтобы перевести какую-то сумму из Америки в Россию, нужны паспорт сделки, 25 разных бумажек, неделю ждать пока перевод дойдет, валютный контроль. Блокчейн появился, потому что нужно было другое решение. Несколько государств подумали: «почему мы не можем просто отправлять деньги друг другу, минуя регуляторы». Именно за этот счет и растет история с блокчейном.
У правительства КНР скептичное отношение к криптовалютам, но к блокчейну они относятся благосклонно.
Инвестиции
В Китае своя экосистема, свои инкубаторы и все это очень быстро развивается. Для нормальных проектов, которые хорошо встраиваются в экосистему, деньги вообще не проблема. Компании выкупают целиком, в сделках активно участвуют даже государственный фонды. Договоры на несколько десятков миллионов долларов – обычное дело.
В 2017 году количество сделок с китайскими инвесторами стало больше, чем с американскими. Эдвайзеры отправляют в КНР дюжину проектов каждый месяц. Многие инвесторы ищут в стране прямых партнеров, чтобы быстрее обрабатывать поток заявок.
Следующая Кремниевая долина уже строится в Шэньчжэнь. Это касается не только сферы криптовалют. Там организовывается своя экосистема. Многие люди, с которыми мы общались в Долине, рекомендуют предпринимателям ехать туда, чтобы поймать волну. Например, в США есть ребята, которым платят по 100 тыс. долларов за инвестиционный туризм в Китай и организацию некоторого количества встреч.
У Китая свои особенности
В Гонконге все разговаривают на английском. В Шэньчжэнь нужен переводчик, потому что там может получиться так, что даже еду не получится заказать – все будет на китайском. Потерять визитку отеля – настоящая беда.
С ними нужно держать ухо востро. Они могут улыбаться в лицо, но держать в кармане кукиш. Параллельно работать с конкурентам. Китайские предприниматели заинтересованы в сиюминутной выгоде, их не интересует завтра. Это русские могут работать за идею и 70 лет строить коммунизм.
Зато в КНР хороший проект может получить деньги сразу в день презентации, инвесторы дают 100-300 тысяч прямо на шоу.
Российские проекты в Китае приживаются проще, чем в Америке, потому что азиатская ментальность очень близка к русской. Если ты презентовал проект и пошел с ними бухать, значит все хорошо. Если тебя не зовут в ресторан, значит что-то с тобой не так. Причем именно с тобой, а не с проектом. В проекте всегда можно поменять детали, но если фаундер не нравится как человек, с ним не будут работать даже при хорошем проекте.
Чаще всего русские в Китае допускают одну и ту же ошибку: думают, что они умнее. Со многими проектами, которые приезжают из России, эдвайзерам приходится проводить мозговправительную работу. Кто-то приезжает «с короной на голове» и уверенностью, что сейчас возьмет деньги, но по факту ничего не получает.
Универсальный совет для всех, кто хочет получить инвестирование хоть в Америке, хоть в Китае: с инвесторами надо тусить, дружить, ходить в караоке и быть клевым.
Если готовишься «Ух, я сейчас всех раскидаю», то ничего не получится. А если приходишь к ним расслабленным: «Hello my friends», разговариваешь с ними на одной волне, то все проходит гладко.
Те американские предприниматели, которые уже работали с КНР, понимают, что несмотря на некоторые сложности, там много перспектив.
Любое использование статьи разрешается только при указании прямой ссылки на источник.