Инвестиционный рынок США глазами инвесторов из России

Инвесторы из России, которые сейчас живут и работают в Кремниевой Долине, рассказали нам о некоторых особенностях местного инвестиционного рынка.

Приезжая в США в качестве инвестора, ты сразу четко понимаешь, что начинаешь конкурировать с достаточно крупными ребятами, которые сидят на Сэнд-Хилл-роуд. С мизерными деньгами, без репутации сложно назначить встречи с интересными компаниями. Они оставляют таких на потом, потому что сначала встречаются с tier1-фондами, и только потом с инвесторами попроще.

Нашей стратегией было вклиниться в эту экосистему, увидеть и проанализировать самые интересные события, происходящие в этом секторе.

Мы сразу всем объявили, что мы не всеядные и берем в портфель только FinTech. Начали общаться с Plug and Play, Y Combinator, 500 Startups. Это помогло нам наработать репутацию, освоиться в системе и развернуть к себе компании. Сейчас у нас практически нет проблем с пайплайном. Наш средний чек от 500 тысяч до 2 млн. в каждую компанию. Горизонт около 5 лет, потому что на основе своего опыта мы понимаем: за 2–3 года компании не вырастают и экзитов не получить.

Мы стараемся глубоко вовлекаться в дела компании, получить членство в совете директоров. Потому что с учетом этого вовлечения наша компетентность тоже растет. Стараемся погружаться в бизнес-модели компании, понимать из чего строятся тот или иной продукт или услуга. Хотим учиться и расти вместе с наши стартапами.

Существуют несколько раундов инвестиций. Наш фонд чаще всего входит в A и B-раунды. В С-раунде практически не участвуем. A и B — наиболее рискованные стадии. Потому что с нуля все компании быстро растут и могут показывать красивую статистику: вчера еще не было выручки, а сегодня уже выросли на 300%. Особенно интересно, когда смотришь бизнес-план или финансовые модели. Часто рисуют, что у компании до привлечения инвестиций выручка росла на 50–100%. Но после того, как она привлечет раунд, выручка почему-то должна вырасти до 500–700% ежегодно.

Сейчас у нас в портфеле больше 10 стартапов, уже есть 5 экзитов. Одну компанию у нас купил Goldman Sachs. По этому проекту удалось умножить сумму в 2 раза за 2 года. А самым первым экзитом у нас была российская компания по продаже билетов на междугородний автобусный рынок.

Сравнение с российским рынком

В России на зарождающемся венчурном рынке мы обладали достаточной глубиной знаний.

Перед тем, как вкладывать деньги, всегда нужно рассмотреть рынок, конкурентов и бизнес-продукт. Российский рынок и тогда, когда он только зарождался, и сейчас несильно глубокий. Здесь в Америке глубина рынка на порядок больше. Логично: ВВП в 11 раз больше, глубина рынка больше примерно во столько же раз.

В России глубина рынка низкая, поэтому оценивать рынок с точки зрения продукта, конкурентов было гораздо легче. В то время, когда мы начинали, тренды только-только начали зарождаться. Мы в свое время смотрели «Одноклассников», Mail.Ru. Но на тот момент вышел Миллер и просто сметал все. В 2004 году оценка за 2–3 недели могла вырасти в 4–5 раз. В какой-то степени у людей, которые вкладывали в то время в интернет-аудиторные проекты, была чуйка.

Сравнение с Азией

Есть мнение, что многие хорошие стартапы уходят в Азию, а не в США.

Если сравнивать США и Юго-Восточную Азию, то Юго-Восточная Азия пользуется новейшими технологиями и разработками лишь по той причине, что у них до этого еще ничего не было. В США культура инвестирования существует и развивается уже довольно давно. Здесь до сих пор есть чековые книжки: 80–90% сделок до сих пор проходят чеками. Есть компании, которые миллиардные инвестиции выписывают чеками. Для этого есть специальный автоматизированный софт: компания получает чек, он сканируется, верифицируется и данные попадают в некую бухгалтерскую систему.

Азия только начинает, но сразу берет все передовые инновации. Они все решают по-другому, там работают разные экономические циклы.

Чтобы здесь изменились экономические циклы, нужно дождаться, когда уйдет предыдущее поколение инвесторов. Потому что они не хотят меняться. Если ты приучен к чекам, ты всегда будешь держать их в кармане.

Мы принципиально не идем в Юго-Восточну Азию, потому что это очень высококонкурентный рынок. Там свои игроки, особая ментальность и особенности культурологического развития. Там и своих денег очень много, они неохотно принимают чужие инвестиции.

Интернет-гиганты типа Alibaba Group, Baidu активно скупают разные, даже только зарождающиеся стартапы, которые показывают хорошую динамику. Потому что они, как и корпоративные фонды Долины, боятся, что эти стартапы разрушат уже существующие бизнес-модели их рынка. А пока рынок очень хорошо адаптирован именно под этих гигантов.

Часто практикуют такую штуку, как покупка бизнес-продукта или бизнес-направления через покупку команды. Alphabet или Google делают десятки, а может даже сотни сделок в год, в которых просто приобретают команду вместе с продуктом. В Китае это тоже практикуют. На российском рынке Яндекс и Mail.Ru очень редко что-то покупают. Крупные ребята, боясь конкуренции зарождающихся трендов, быстро покупают стартапы и высвобождают деньги у VC-фондов. Эти фонды инвестируют в другие новые технологии. Именно это создает некую экосистему, которая постоянно растет.

Если кто-то выбирает между рынками Юго-Восточной Азии и США, я считаю что и тот, и другой рынок достойны. Но в Юго-Восточной Азии попасть с сферу и все сделать гораздо сложнее. Многие венчурные фонды из категории Tier1 имеют дополнительные офисы в Азии на партнерском основании.

Если же говорить о технологиях, Силиконовая Долина ничем не уступает Азии. Только в Китае все платят вичатами, а здесь чеками. Это вопрос смены привычек, возрастная особенность инвесторов. Есть так называемый продукт поколений, когда школьники или студенты начинают пользоваться продуктом и вырастают вместе с ним. Так появляется некий устойчивый тренд по этом продукту.

Некоторые инвесторы в возрасте уезжают из Долины в Европу. Америка — это достаточно конкурентное место. И постоянно бежать вечную 100-метровку достаточно тяжело. Те, кто хочет отдохнуть, выезжают в старушку Европу. Она более социалистическая, не такая быстрая, рынок там зарождающийся, более открытый.

Понравилась статья? Сохраните ее себе
Читайте также
Экосистема Кремниевой Долины. Часть 2. Как работают венчурные фонды

Венчурные фонды бывают разными – есть бизнес-ангелы, которые вкладывают 25 тыс, есть фонды, которые вкладывают миллион. На каждой стадии развития компании есть инвестор-эксперт, который инвестирует определенную сумму денег и плюс помогает компании своей экспертизой, своими знаниями, подталкивает компанию к выходу на IPO, на успешные продажи.

Постановка задач и метрики в Uber
Uber – крупный стартап с неоднозначной репутацией и интересной корпоративной культурой. В этой статье о том, как в компании, которая регулярно растет на несколько тысяч человек в год, ставят задачи и измеряют результаты их решения.
Принципы команды Malikspace
Жизнь – это путь от первого вдоха до последнего выдоха. Мы хотим получить как можно больше от этого пути. И самая большая проблема, с которой мы часто сталкиваемся, – не знаем, чего хотим. Не знаем, какие мы, куда стремимся и для чего. Как показывает практика, кто нашел ответы на эти вопросы, движется с большей скоростью. В этом движении людям удается набраться опыта и начать зарабатывать больше.